21.07.2018 00:09

Открытая геофизика на Летней Школе-2018

Категория: Общие, Научная жизнь

15-18 июля 2018 г. на берегу Волги ученые Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН провели цикл открытых уроков для школьников 9-11 классов на мастерской АстроГео в рамках партнерского сотрудничества с образовательным проектом «Летняя школа».

 

 

 

 

В научно-популярных лекциях заместителя директора ИФЗ РАН, заведующего Лабораторией фундаментальных проблем экологической геофизики и вулканологии (703) ИФЗ РАН чл.-корр. РАН Алексея Леонидовича Собисевича («Легенды и мифы о «супервулкане»» и «Вулканизм на планетах и лунах Солнечной системы») рассказывалось о проявлениях вулканизма на нескольких небесных телах (Венера, Земля. Марс, луны Юпитера, кометы и астероиды) с акцентом на различия формирования и протекания вулканических процессов. Школьники узнали о физической природе вулканизма, его роли в геологической истории Земли, механизмах деятельности отдельных вулканов, геофизических приборах и методах исследования.

Научный сотрудник Лаборатории фундаментальных проблем экологической геофизики и вулканологии (703) ИФЗ РАН к.ф.-м.н. Руслан Жостков в своей лекции «Как геофизики узнают, что находится под землей» рассказал о личном полевом опыте применения современных сейсморазведочных методов в исследованиях вулканов Крыма и Кавказа, покрытых льдом акваторий и некоторых результатах своего проекта РНФ.

 

После вводных лекций состоялся небольшой практикум - «Школа молодого сейсмолога» - полевые занятия с использованием сейсмометрического оборудования. Юные геофизики вышли в маршрут, установили сейсмологическую аппаратуру, провели эксперимент и приняли участие в экспресс-анализе полученных данных. 

  

  

 «Отчетливо ощущается, что люди, которые участвуют в Летней школе, делают это с большим интересом и воодушевлением, у многих горят глаза. Думаю, стоит присмотреться к этим ребятам - они жадные до новых знаний, задают много правильных вопросов и сами предлагают интересные варианты решения научных задач, конечно, порой, довольно далекие от оптимальных, но сам факт этих попыток демонстрирует высокий потенциал этих ребят в научно-поисковом плане.» - поделился своими впечатлениями о летнешкольниках с мастерской АстроГео Руслан Жостков.

Лекционную программу продолжил директор ИФЗ РАН, заведующий лабораторией фундаментальных  проблем нефтегазовой геофизики и геофизического мониторинга (202) чл.-корр. РАН Сергей Андреевич Тихоцкий. В своих лекциях «Физические поля и геодинамика океана: история и современность», «О некоторых интересных вопросах геофизики» и «Некоторые современные научные проблемы нефте- и газодобычи» он рассказал о роли мореплавания в изучении Земного магнетизма, какие бывают виды геофизических исследований, зачем геофизики проводят полевые исследования, а потом решают прямые и обратные задачи, что мы знаем благодаря этому о строении Земли и какие на данный момент актуальные задачи стоят перед геофизикой. 

«Очень порадовала высокая мотивированность школьников, их активное участие в процессе, желание задавать вопросы и давать комментарии. Ребята даже попросили в свободное время прочитать ещё одну, дополнительную, лекцию. Многие демонстрируют знакомство не только с научными дисциплинами, но и с историей науки. В целом, на Летней школе царит очень тёплая и творческая атмосфера. Нам представилась не только возможность прочитать лекции и пообщаться, но и поиграть вместе со школьниками в баскетбол, фрисби, спеть вместе песни у костра. Впечатления самые замечательные.» - рассказал о своем знакомстве с проектом «Летняя школа» С.А. Тихоцкий.

Цикл открытых уроков ИФЗ РАН завершился лекциями ведущего научного сотрудника Лаборатории происхождения, внутреннего строения и динамики Земли (102) к.ф.-м.н. Андрея Борисовича Макалкина («Происхождение Солнечной системы и образование планет» и «Образование и начальное состояние Земли»). Из них школьники узнали, почему Солнечная система не похожа на подавляющее большинство планетных систем, обнаруженных у других звезд, какие задачи ее изучения до сих пор не решены, а также почему и чем именно отличается Земля от соседних Венеры и Марса и от аналогичных ей планет у других звезд?

А.Б. Макалкин также остался приятно впечатлен: «Меня поразило, что эти ребята приехали на Летнюю школу в свои каникулы учиться! Два-три человека активно задавали вопросы, некоторые из них были очень интересными. Один школьник даже сделал комментарий о температуре фотосферы солнца.»

 

Проект «Летняя школа» - ежегодное мероприятие междисциплинарной социально-образовательной направленности, которое проводится с 2004 года в формате полевого образовательного лагеря. В 2018 году его участниками стали более 500 человек со всей страны. На Школе действует 28 мастерских по самым разнообразным направлениям образования – от экологии, медицины, географии до навыков научных коммуникаций.

АстроГео – это познавательная мастерская, ориентированная на школьников 9-11 классов, которая позволяет расширить свою область интересов, получить новые важные контакты и навыки. Полученные в процессе обучения знания могут быть успешно применены для решения профильных олимпиад и повлиять на выбор дополнительного образования.

 

Ссылки по теме:

Официальная страница мастерской АстроГео 

«Как летнешкольники землетрясение вызывали»: Интервью с Русланом Жостковым о проведенных занятиях на «Летней школе-2018» на странице сообщества «Летняя школа» в ВКонтакте 

О Школе молодого сейсмолога на сайте ИФЗ РАН 

 

 В материале использованы фотографии А.Л.Собисевича, Р.Жосткова, В.Тимофеевой.