16.02.2013 14:43

Челябинское событие

Категория: События

В пятницу, 15 февраля, жители нескольких областей Урала в 09:30 утра по местному времени (07:30 мск) наблюдали вспышку в небе, а затем звук взрыва. В Челябинске и других городах ударной волной выбило окна жилых домов и витрины магазинов. По данным МЧС России, над территорией Уральского федерального округа произошло разрушение метеороида, который частично сгорел в нижних слоях атмосферы.

По последним данным, более 1200 человек обратились за медицинской помощью в лечебные учреждения, более 50 госпитализировано, среди пострадавших около 200 детей. Подавляющее большинство получило травмы осколками выбитых ударной волной стёкол.

Комментарий ведущего научного сотрудника ИФЗ РАН Андрея Борисовича Макалкина

Полет метеороида наблюдался не только в Челябинске и области, но и в соседних областях. Так как метеороид был очень крупным, его полет сопровождался не только явлением метеора – светящегося следа горящего в атмосфере тела, но и звуковым явлением болида, в данном случае, это был трехкратный звук взрыва от ударных волн при резком торможении и дроблении метеороида, входящего в плотные слои атмосферы.

Есть основания ожидать, что будут найдены долетевшие до поверхности Земли осколки метеороида, которые называются метеоритами. Исходя из имеющейся статистики находок метеоритов, более вероятно ожидать обнаружения каменных метеоритов, менее вероятно – железокаменных, еще менее – железных.

Метеороиды отличаются от астероидов и комет только меньшей массой. Принято считать верхней границей массы для метеороидов 108 г, то есть 100 тонн.  При такой классификации, объект, разрушившийся над Челябинской областью, это астероид (или комета). Более того, этот объект, по предварительной оценке специалиста НАСА, является крупнейшим после Тунгусского объекта, упавшего в 1908 году. Однако, следует ожидать дальнейшего уточнения оценок параметров объекта.

Подавляющее большинство метеороидов, астероидов и комет, выпавших на Землю за время ее существования и продолжающих падать, доставляя на ее поверхность от 10 до 100 тонн вещества в год, двигаются по орбитам с перигелиями, меньшими 1.3 астрономических единиц.  Астероиды с такими орбитами принято называть астероидами, сближающимися с Землей (АСЗ), а все тела – объектами, сближающимися с Землей (ОСЗ). На эти орбиты они попадают в результате довольно сложных процессов переноса (миграции) из Главного пояса астероидов и с орбит короткопериодических комет.

Весь комплекс вопросов, связанных с падением на Землю космических тел, всесторонне освещен в коллективных монографиях, написанных учеными Российской академии наук:

1. Астероидно-кометная опасность: вчера, сегодня, завтра / Под ред. Б.М. Шустова, Л.В. Рыхловой.  М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010.
Эта книга написана большим коллективом авторов из ИНАСАНа и других институтов РАН, а также НПО им. С.А.Лавочкина, ГРЦ им. акад. В.П. Макеева и др.

2. Катастрофические воздействия космических тел / Под ред. ак. В.В. Адушкина и И.В. Немчинова. М.: ИКЦ "Академкнига", 2005.
Авторский коллектив – сотрудники Института динамики геосфер РАН.

Необходимо отметить, что вещество метеоритов дает основную информацию о веществе малых тел Солнечной системы, которое гораздо меньше изменилось со времени ее образования, чем вещество Земли и планет. Поэтому изучение метеоритного вещества позволяет воссоздать физические и химические условия в ранней Солнечной системе и исследовать процессы ее эволюции.

Обзор поступившей информации и комментариев российских и зарубежных учёных по поводу Челябинского события

"Нельзя сказать, что это случай уникальный, что его никогда не было и никогда не будет", - рассказала журналистам заведующая отделом космической астрометрии Института астрономии Российской академии наук Лидия Рыхлова.

По ее словам (цитата по РБК), одной из причин того, что метеороид не был обнаружен российскими астрономами ранее, могло явиться отсутствие качественных телескопов. Л. Рыхлова отметила, что в советские годы большинство качественных телескопов были установлены в Средней Азии и сейчас оказались за пределами российской юрисдикции.

Л. Рыхлова подчеркнула, что за последние 10 лет астрономам удалось зафиксировать и внести в каталоги 90% находящихся около Земли небесных тел диаметром более 1 км. Кроме того, в ходе этой работы ученые обнаруживали и тела диаметром от 150 м, однако отдельной программы для их фиксации пока не создано.

При этом Л. Рыхлова отметила, что некоторое время назад был разработан проект федеральной целевой программы о противодействии космическим угрозам, однако он так и остался проектом.

Представитель Роскосмоса Юрий Макаров заявил, что отследить заранее упавший метеороид было очень сложно (цитата по РБК): "К сожалению, на сегодняшний день нам известны только 2% из всех объектов такого рода. Такой объект очень сложно отследить, поскольку у него очень острый угол схода в плотные слои атмосферы. Поэтому нашими и зарубежными наземными средствами этот объект не отслеживался", — сказал Макаров.»

Он подчеркнул, что в России круглосуточно действует система мониторинга похожих объектов, однако она направлена в первую очередь на обеспечение безопасности российских космических объектов, находящихся в космосе, а также Международной космической станции. Таким объектам зачастую угрожают искусственные тела, в первую очередь космический мусор. На их обнаружение и мониторинг как раз и направлена эта система. А упавший на Урале объект был "не техногенного плана" (цитата по РИА "Новости")

РИА "Новости" также сообщает, что Директор астрономической обсерватории Иркутского государственного университета Сергей Язев своем блоге сравнивает Челябинский болид с Витимским, наблюдавшимся на севере Иркутской области в сентябре 2002 года: "Предварительно можно сказать, что мощность энерговыделения Челябинского болида явно не меньше, а скорее всего, больше, чем у Витимского. Это значит, что Челябинский болид, который должен быть отнесен к разряду суперболидов, выдал не менее трех килотонн в тротиловом эквиваленте, и это самая скромная оценка". По его словам, Челябинский болид выглядит самым мощным в перечне из четырех российских суперболидов, наблюдавшихся в XXI веке. Первым был Витимский (25 сентября 2002 года), вторым — болид в Коми (17 октября 2009 года), третьим — Осинский болид (1 марта 2011 года, Иркутская область).

Сотрудник Уральского федерального университета Виктор Гроховский сообщил РИА "Новости", что специалисты по метеоритам начали обследовать район падения Челябинского болида в субботу. В этот район поехали сотрудники метеоритной экспедиции Уральского федерального университета, которые уполномочены Комитетом по метеоритам.

Специалисты NASA дают следующие оценки Челябинского объекта: масса тела около 10 000 тонн, размер 17 м, выделившаяся энергия  500 килотонн.  Полет от входа в атмосферу до разрушения длился 32,5 секунды при движении по очень пологой траектории. Уточненные оценки сделаны с использованием дополнительных данных, полученных с пяти инфразвуковых станций, одна из которых расположена на Аляске, в 6,5 тысячи километров от Челябинска. Этот метеор является крупнейшим известным событием после Тунгусского, произошедшего в 1908 г.

По мнению Поля Чодаса (Paul Chodas), сотрудника программы НАСА по околоземным объектам в Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory) в Пасадене, «события с такой магнитудой ожидаются один раз в сто лет; при вспышке такого масштаба следует ожидать, что поверхности достигает большое количество фрагментов, и в таком случае, возможно, среди них есть несколько крупных метеоритов.